Контраст «старого» и «нового»: в ТПО PRIDE рассказали о работе над кластером МГТУ им. Баумана

Студенты МГТУ им. Баумана будут учиться в одном из самых инновационных образовательных кластеров в мире. Современная архитектура, соседствующая с исторической застройкой, целый комплекс культурно-досуговых площадок, лаборатории, оснащенные по последнему слову техники, и конечно, накопленные за десятилетия опыт и знания.
Проект подразумевает строительство 170 тысяч квадратных метров новых площадей, а также реставрацию старинных зданий, которые приспособят для работы, обучения студентов, научной и исследовательской деятельности. Образовательные площади увеличатся в полтора раза.
«Учебные и административные корпуса университета расположены в центре Москвы на набережной Яузы. Это знаковое место как в плане городской жизни, так и в отношении научного прогресса. Строительство нового кампуса очень важно для развития МГТУ им. Баумана. Получить новые объемы — а это и учебные корпуса, и лаборатории для научных исследований, и общежития для приезжающих студентов — было насущной необходимостью для университета. Эти новые площади выведут Бауманку на более высокий уровень и помогут встать в один ряд с ключевыми техническими университетами мира», – отметил главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Москомархитектуры Сергей Кузнецов.


Множество корпусов объединят в две группы. Центральная расположена в исторической части Басманного района, еще одна – выше по Яузе, на другом берегу, где расположены стадион «Металлург» и спорткомплекс Бауманки.
С архитектурной точки зрения новый кластер будет представлять собой синтез современной архитектуры и исторической среды. Корпуса деликатно интегрируют в городское пространство, территории станут открытыми и доступными для горожан. В исторической части (где расположены Фанагорийские казармы, например) запроектирована плотная малоэтажная среда с новыми градостроительными осями. Между двумя Бауманскими улицами возникнет площадь Технологий – интересное пространство для горожан с современной архитектурой. Площадь планируется накрыть парящей кровлей, создающей камерное пространство.
«Я возглавляю авторский коллектив этого проекта (совместно с ТПО PRIDE) и могу сказать, что в целом все проектные работы уже завершены и идет активное строительство. Мы сейчас подбираем мокапы фасадных элементов, работаем с художником Покрасом Лампасом — пригласили его сделать паттерны для фасадов, чтобы обогатить эту среду (пока проект в разработке, но скоро будет представлен общественности). Идет активная работа на площадках», – рассказал Сергей Кузнецов.

Участок № 1.2 (Бригадирский переулок, владение 12) предназначен для размещения научно-исследовательских объектов. В здании площадью 3,1 тысячи квадратных метров будет работать Инжиниринговый центр наземных транспортно-технологических систем, а Центр биомедицинских систем и технологий факультета биомедицинской техники займет корпус площадью 5,3 тысячи «квадратов». Оба комплекса введут в эксплуатацию уже в следующем году. Архитекторы ТПО PRIDE рассказали подробнее, как они будут выглядеть.
«В фасадных решениях зданий мы применили максимальное количество светопрозрачных конструкций, это создает образ современного высокотехнологичного кампуса и не скрывает оборудование лабораторий. Инженерные составляющие частично открыты для обозрения, ведь университет гордится своими научными достижениями. При разработке планировочных решений и увязке с фасадами нужно было учитывать сложнейшее технологическое оснащение объекта и различные технические требования», – рассказала Елена Мызникова, главный архитектор ТПО PRIDE, со-автор архитектурной концепции.
Центр биомедицинских систем и технологий факультета биомедицинской техники представляет собой небольшое четырехэтажное здание. Яркой деталью центрального фасада станет золотая арка, обозначающая главный вход со стороны Бригадирского переулка. Своеобразный «портал» в мир науки. В целом, архитектурное решение выполнено в единой стилистике со всем комплексом – формируется за счет большого процента остекления, предусматривается декоративная печать, подчеркивающая технологию объекта. В качестве отделки решено использовать панели из анодированного алюминиевого листа, керамогранит, стеклопакеты с закаленным и термопрочным стеклом.


На первом этаже предусмотрен сквозной проход во внутренний двор, пройдя который мы попадаем во второе здание комплекса – Инжиниринговый центр наземных транспортно-технологических систем. Здание также будет иметь четыре этажа и схожие архитектурные приемы. На этажах обоих центров разместятся кабинеты преподавателей, лаборатории, архив и так далее.
На участке № 1.1 (улица 2-я Бауманская, владение 7, строение 1а) планируют построить многофункциональный научно-образовательный корпус площадью 20,1 тысячи квадратных метров для размещения исследовательских лабораторий, научно-административных, образовательных и мультимедийных пространств. Срок ввода объекта в эксплуатацию намечен на 2023 год.
Елена Мызникова: «Здание имеет «спокойные» продольные фасады и акцентные торцевые с технически более сложными модульными фасадами, которые выступают парящей консолью в исторически сложившейся застройке рядом с главным корпусом МГТУ им Баумана. Создается контраст «старого» и «нового», основательного прошлого и технологического будущего. Мы начали разработку интерьеров входных групп, и наше желание – это создать объекты, где все элементы зданий наполнены инженерной мыслью».


Здание запроектировано сложной формы: два прямоугольных объема соединяются друг с другом под острым углом, образуя внутренний двор. Часть строения, обращённая торцами в сторону 2-й Бауманской улицы и Лефортовской набережной, оформлена консольными объемами. Также проектируемые корпус примыкает к существующему зданию, сохраняя линию застройки вдоль технического переулка.
Объект с подземной частью и пятью наземными этанами, из-за перепада рельефа подземный этаж становится частично наземным, так как с уровня благоустройства запроектированы въезды в подземную часть.
Исторические здания на участке № 1.4 (Бригадирский переулок, владение 13) будут приспособлены под современное использование. Речь идет о Фанагорийских казармах и практически утраченном здании химической лаборатории, построенном по проекту архитектора Л.Н. Кекушева. Реставрация уже началась: специалисты занимаются усилением фундаментов и конструкций, вычинкой кирпичной кладки стен и сводов, отделкой и так далее. Все работы планируют завершить в будущем году. В зданиях разместят Дворец технологий и многофункциональный библиотечный корпус с помещениями для демонстрации современных разработок и проведения научно-образовательных форумов и других тематических мероприятий.


Ключевым станет 2023 год, когда будут введены в эксплуатацию такие крупные объекты, как исследовательский центр и комплекс общежитий. Участок № 1.5 (Бауманская улица, дом 53, строения 3 и 6) отведен под создание исследовательского центра МГТУ имени Н.Э. Баумана площадью 5,1 тысячи квадратных метров. На другом берегу Яузы по адресу: Госпитальная набережная, владение 4/2, строение 1 (участок № 2) планируют возвести комплекс общежитий МГТУ имени Н.Э. Баумана, рассчитанный на проживание более 2,3 тысячи студентов. Помимо жилых комнат, в двух корпусах общежитий площадью 60,1 тысячи квадратных метров разместят многофункциональный образовательно-досуговый центр, мультимедийные пространства и необходимую спортивную и социальную инфраструктуру.
Участок № 1.3 (Бригадирский переулок, владение 13) отвели под строительство центрального кластера площадью 64,8 тысячи квадратных метров для размещения конгресс-центра, коворкингов, досуговых, выставочных и трансформируемых пространств для презентации научных разработок. Также планируется размещение технопарка «Квантум-парк». Ввод объекта в эксплуатацию намечен на 2024 год.
Помимо образовательных корпусов, построят новый мост через Яузу. Он то и соединит жилой корпус с планируемыми к строительству общежитиями, а также станет удобной межрайонной связью для пешеходов, велосипедистов.
«Новый мост — это ответ на запросы жителей Басманного и Лефортова. Примерно в 300 метрах от места строительства уже есть два моста. Но Госпитальный мост — скорее, автомобильный, на нем довольно длинные интервалы переключения светофоров, а Рубцов мост неудобен для родителей с колясками и маломобильных групп людей. Также новый мост сделает более комфортным подход к стадиону и спортивному клубу на левом берегу Яузы», — пояснил Сергей Кузнецов.


Согласно проекту Института Генплана Москвы, сооружение оборудуют четырьмя лестничными сходами, а с берегов Яузы на мост можно будет подняться по пандусам. Они будут удобны для проезда на велосипедах или электросамокатах. Для маломобильных групп местных жителей предусмотрены два лифта. Особенностью моста станут общественные пространства, интегрированные в его конструкцию.
«Нам хотелось как-то обыграть то, что мост будет построен в одном из центров студенческой и научной жизни города и страны. Так родилась идея с пространством для отдыха и учебы на мосту и скейтпарком, встроенным в само сооружение. Уверен, в теплое время года мост станет локальным центром притяжения», — рассказал Виталий Лутц, один из авторов архитектурного решения, начальник управления перспективных проектов Института Генплана Москвы.
Протяженность моста составит 100 метров, ширина — 7,5 метра. Длина пандусов — 105 и 135 метров, ширина — 4,5 метра.

Изображения: ТПО PRIDE

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest