Формула идеального фасада

Существует ли «мода» на фасады? О чем мог рассказать фасад здания несколько сотен лет назад и как он говорит с горожанином сегодня? Какими должны быть фасады домов, возводимых по программе реновации? Эти вопросы обсуждались в ходе дискуссии «Как фасады определяют облик города при строительстве жилых домов. Эстетика. Практика. Производство», состоявшейся в рамках конференции «Комфортный город 2020. В поисках новой гравитации».
«Город – это чередование кулис, где 75-80% – «массовка», которая должна не оскорблять глаз, а удивлять разнообразием деталей, – считает Сергей Чобан, руководитель архитектурных бюро СПИЧ и Tchoban Voss Architekten. – Стремление к чередованию «лиц» – фасадов обязательно. Разница в этажности, глубине, рельефности создает ощущение города». Как рассказал архитектор в своем выступлении, посвященном влиянию внешнего облика жилого квартала на восприятие города, необходимо сочетание фона и доминантных построек, которое должно регулироваться градостроительными кодами, а также этажностью и архитектурой фасадов. В Москве уже существует требование со стороны Москомархитектуры, чтобы архитектура доминант была менее прагматичной, более скульптурной и интересной. Фоновая застройка отличается разнообразием фасадных решений и более мелким ритмом. Разнообразие ритма при наличии дизайн-кода может давать очень интересные результаты.
Как рассказала Елизавета Лихачева, директор Музея Архитектуры, исторически доминантами города были церкви, соборы и дворцы. Решение фасада определяло иерархию здания, поэтому фасады существовали только у зданий, имеющих общественное либо религиозное значение. В жилье фасадов как таковых практически не было. Фасад становится частью архитектурной среды в эпоху Возрождения. Со второй половины XIX века фон уже служит способом выделения здания из себе подобных. В 20 веке Корбюзье уничтожает разнообразие города. Однако человек не может существовать среди стандартных фасадов, это стало понятно к концу 50-х годов XX века. В современном городе одинаковые фасады уже не ассоциируются с качественным жильем. Разнообразие фасадов, изначально использовавшееся для очень дорогого жилья, постепенно входит в практику массового строительства. «В традиционной архитектуре фасад – это иерархия, а в современной – качество, – отметила Елизавета Лихачева. – Если вы делаете фасады, как у хрущевок 70-х годов, не удивляйтесь, что никто не хочет жить в ваших домах».
Маркус Аппенцеллер, партнер и руководитель Роттердамского офиса бюро MLA+ сравнил фасады зданий с элементами одежды. Как существует мода на одежду, так и фасады подвержены волнам изменений: меняются материалы, конструкции, технологии, цвета. Однако архитектурная мода не меняется ежегодно, в отличие от моды на одежду, поэтому перед архитекторами стоит более сложная задача – найти баланс между элементами наследия и нового. Архитектор выделяет три тенденции современной работы с фасадами: densification (уплотнение), re-use (повторное использование материалов), new materiality (новые материалы).
Оливер Смит, партнер британского ландшафтного бюро Gillespies, считает, что современные города должны быть более зелеными и экологичными. В качестве примера спикер приводит проект Neo Bankside (Лондон), где здание вписано в ландшафт таким образом, что выглядит как оазис. Еще один кейс – Shakespeare’s New Place в Стаффорде: создается ощущение, что сад заполняет все пространство. Такой эффект создают зеркальные элементы. «Нет правильной и неправильной архитектуры, в каждом случае она разная. Нужно исходить из контекста и связи с окружающей средой», – считает Оливер Смит.
Готовы ли девелоперы принять современные тренды и использовать в своих проектах инновационную продукцию? По мнению Андрея Сазонова, заместителя генерального директора концерна «КРОСТ», застройщики обязаны уйти от тиражирования при массовой застройке. «В нашей компании есть свой промышленный комплекс, который производит почти все, что необходимо для строительства, – делится опытом спикер. – Мы формируем производственные линии таким образом, чтобы они были способны перенастраиваться под сложносочиненные здания».
Александр Уланов, эксперт Учебного центра VEKA Professional, отмечает, что для внедрения новых решений и технологий мы не готовы нормативно, технологически. Так, например, недавно появилась новая тенденция в проектировании: окна устанавливаются не в основу стены, а «выезжают» в сторону улицы – в зону утеплителя. Этот прием снижает вероятность появления конденсата и экономит текущие затраты на отопление. Однако провести вынос окна с помощью стальных консолей либо брусков, как это делается в Европе, наши застройщики не могут: половина из этих материалов не проходит по нормативной документации.
Валерия Александрова, руководитель архитектурных проектов компании AGC, обращает внимание на то, что сегодня в строительстве многих зданий уже нельзя использовать обычные стекла: они не соответствуют требованиям нормативных документов. Решить проблему помогают мультифункциональные стекла, которые обеспечивает более высокие теплозащитные свойства фасадов и микроклимат здания. Одним из самых интересных примеров инновационных решений может служить парк «Зарядье», где впервые в России были применены солнцезащитные панели, интегрированные в стекло. Вместе с мультифункциональными стеклами панели обеспечивают необходимый микроклимат для роста растений, находящихся под куполом, и вырабатывают электроэнергию, которая идет на нужды парка. Как отмечает Валерия Александрова, в будущем возможно применение таких решений и в жилых зданиях.
«Существует много путей, по которым можно двигаться, – подвела итог модератор дискуссии Татьяна Гук, директор ГАУ «Институт Генплана Москвы». – Собственная философия архитектуры, которую озвучили спикеры, имеет право на жизнь. Как ее реализовать, мы поймем в самое ближайшее время».
Посмотреть запись дискуссии «Как фасады определяют облик города при строительстве жилых домов. Эстетика. Практика. Производство»

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest