Недавно нам удалось пообщаться с директором Zaha Hadid Architects Кристосом Пассасом.
Необычные формы зданий, применение различных материалов в строительстве, придание оболочке здания особого значения, объекты мирового масштаба — это все о Zaha Hadid Architects.
И что самое важное! Если вы архитектор или компания-фасадчик, вы можете присоединиться к команде этой мировой архитектурной компании. Для этого просто участвуйте в тендерах, которые проводит ZHA. Вы сможете стать командой, которая создает удивительно красивые и функциональные здания по всему миру!
Господин Пассас, многие огромные объекты, в сооружении которых Вы принимали участие, имеют необычные формы. Что Вас вдохновляет при создании таких объектов?
– Я бы сказал, что форму определяет целый ряд причин. Мы имеем в виду и функциональное назначение здания, и эстетику проекта, и расположение объекта, то есть наш проект определяет целый ряд условий. И выходит, что в каждом случае мы имеем проект уникальный. Проекты, как правило, удачные, хотя я стараюсь избегать этого слова. Но они соответствуют именно индивидуальности. Расположение и назначение здания — все это определяет, как будет выглядеть здание.
Как Вы находите баланс между придуманной идеей и теми реальными возможностями строительных материалов, которые используете? Ведь это не так-то просто — такую красоту воплотить в жизнь!
– Это очень хороший вопрос. Конечно, материалы имеют важное значение, но не первостепенное.
От идеи, от образа будущего здания до реальности процесс довольно длительный. Но необходимо, чтобы у нас была вера в то, что результат достижим. Что касается материалов, то это важный аспект реализации проекта, но не единственный.
Мы начинаем с концепции, потом проходим целый ряд ступеней: изучение этих материалов, что имеется в наличии на рынке, понимание самого процесса изготовления того или иного материала.
Например, что касается скульптурного архитектурного бетона — мы разработали целую методологию. То есть изучили сам состав бетона, его химические компоненты, то, каким образом делается заливка, и достигли именно того результата, который нам требуется.
Что же касается металла, металлоизделий — опять же существует целый ряд технологий, которые позволяют нам и скручивать металлические изделия, и разрезать их таким образом, как нам нужно. То есть мы всегда работаем с командой хороших специалистов, которые на базе современных технологий помогают нам найти и изготовить нужный материал.
Как можно увидеть по вашим объектам, Вы часто используете криволинейные стекла, и я так понимаю, в большей степени в остеклении фасадов используете алюминий и сталь. Отдаете ли Вы предпочтение какому-либо конкретному материалу?
– Что касается конструктива конструкций, которые используются для стеклопакетов, то они могут быть самыми разными. Все зависит от того, какой фасад. Это не только унифицированная система с одним видом стекол. Очень часто мы используем именно криволинейные стеклопакеты, параболические панели. В одном объекте может быть задействовано от 15 до 20 различных видов стекла — как, например, объект «Технопарк» для Сбербанка в Москве, который сейчас находится на стадии строительства.
Что касается стекла — это все более и более применимый строительный материал. То, что стекло прозрачное, позволяет контролировать освещение, потребление энергии, кроме того, это большой визуальный эффект. Днем, например, в стеклянной оболочке фасада отражаются облака, другие здания, окружающая природа и т.д. Ночью эта оболочка светится изнутри. Это очень красиво.
Очень важно то, какой эффект дает конкретный материал. Плюс сейчас уже научились делать энергоэффективные стекла и создавать определенную среду внутри здания. Например, очень часто применяются зенитные фонари, освещение можно контролировать, защиту от солнца и т.д. Стекло — это своего рода уникальный строительный материал.
Используете ли Вы какие-то элементы дерева в фасаде здания?
– Мы используем, конечно, дерево, в основном в интерьерах зданий. Дерево довольно интересный, гибкий материал. Мы используем его и во внешней отделке здания. В частности, был построен стадион в США. Рядом с ним лесной массив. И в других проектах мы тоже используем дерево. Безусловно, мы этот материал не отрицаем, стараемся его тоже применить.
Какой тренд Вы можете отметить в архитектуре коммерческих зданий сегодня? Больше света или все-таки экономия — то есть энергоэффективные стекла?
Сейчас наблюдается тренд на полностью прозрачное стекло, хотя применение цветных стекол тоже очень актуально — голубой, зеленый, бронзовый, серый, их комбинации. Какая сейчас тенденция использования стекол в мировой практике?
– На первом месте, безусловно, стоит энергоэффективность. Если мы говорим об остеклении, тут немаловажную роль играет система сборки фасада и, конечно, отражающая способность стекла. То есть можно регулировать отражающую способность таким образом: например, изнутри здания все просматривается, а в здание через стекло заглянуть нельзя, не видно, что происходит внутри. Бывает отражающая поверхность, как зеркало.
Что касается цветовой гаммы, то используется серебристое, голубоватое напыление, в последнее время модное направление — зелено-золотистое. Но энергоэффективность — это одна из важнейших характеристик.
Ну и важный фактор — размер стекла. Сейчас производство стекла стремительно продвигается вперед — используются новые печи, разный химический состав стекла. Сами стеклопакеты 6, 12, 18 метров — тенденции к тому, чтобы здания буквально просматривались насквозь. Но, с другой стороны, нужно развивать технологию ухода за такими стеклами, как осуществлять мытье таких фасадов. Это довольно интересный аспект, который развивается.
Какую идею Вы воплощали в необычном проекте — OPPO headquarters?
– Этот объект интересен тем, что в нем тоже применены различные виды стекла. Здание очень элегантное не столько в скульптурном понимании, а в том, что оно высокое, открытое, в нем высокий атриум. Фасад офисов находится как бы в углублении, поскольку опять-таки принимали во внимание назначение здания — оно предназначено для компании, у которой есть отделы, занимающиеся секретными разработками. Соответственно эти отделы должны быть изолированы от других.
Нам важно было гибко организовать внутреннее содержание объекта, расстановку мебели.
В этом здании нет единого ядра, нет единой оси — оно все как бы в разных измерениях. Причем все могут подняться с нижнего этажа на самый верх, так называемая Sky Plaza. Там гости и люди, работающие в этом здании, могут общаться, сидеть в баре, отдыхать. И далее через ядра они перемещаются в отделы, где они работают.
В самом низу здания большой вестибюль, предусмотрен целый ряд зенитных фонарей. Мы учитывали такой урбанизм и рабочую культуру.
Опять же, каждый раз мы учитываем назначение здания и культуру страны, в которой оно находится, как именно люди привыкли здесь работать, и с помощью архитектуры мы помогаем претворить в жизнь все их назначения и устремления.
Какой совет Вы можете дать компаниям, которые хотят принять участие в остеклении таких масштабных объектов, какие создаете вы? Дело в том, что многие компании выходят на европейский рынок, американский, стеклят объекты, но это объекты небольших масштабов.
– Вопрос — как попасть в такой масштабный проект? Хотелось бы начать с совета. Очень важно инвестировать в инновации, изучать, строить целую систему инноваций. Не всегда это легко, требуются и финансовые вложения, очень часто во многих развивающихся странах есть, что называется, «мозги», но нет должного финансирования.
Но тем не менее нужно обязательно создавать продукт, которого, например, еще нет в Европе. Мы бы с удовольствием познакомились с такими новыми продуктами. Понятно, что в инновацию необходимо вкладывать какие-то средства, однако это необходимо делать, чтобы действительно быть во главе производителей. Здесь нужен и дизайн, и разработка нового, и отслеживание мировых трендов, нужно все время создавать что-то новое, чего нет у других.
Беседовала Татьяна Захарченко-Королева, главный редактор журнала «Окна. Двери. Витражи»
Вам также может понравиться
Современная архитектура Zaha Hadid Architects
Карта сайтаИногда бывает так, что пользователи не указывают ссылки на первоисточники либо ссылки указываются неверно.
Администрация сайта снимает с себя всю ответственность за нарушения авторских прав.
- Войти